Календарь на 15-е июля

-1274 — До н. э. (1 Ава 2487) У горы Хор в пустыне Цин в возрасте 123 лет умер Аарон - старший (на три года) брат Моше, первый еврейский первосвященник. У горы Хор Б-r сказал Моше, что Аарону пришло время умереть. Моше взял Аарона и сына его Элазара. и поднялся с ними на гору на глазах всего Исраеля. В пещере около вершины горы Моше снял с Аарона его священнические одеяния и одел их на Элазара. Затем Аарон прилег и Б-г забрал святую его душу к Себе на небеса. Его смерть горько оплакивал весь Исраель. Источник. Пояснение

С датировкой древней еврейской истории имеются некоторые проблемы. В разных источниках указаны разные даты. Где-то назван только век, где-то время события не определено вовсе, где-то используется христианское летоисчисление (до н.э.). Я остановился на датировке, предложенной Я. Изаксом в учебнике еврейской истории "Наш народ" (См.). Во-первых от того, что он есть в Сети, во-вторых, в нём всё конкретно, и в-третьих, что очень важно, учебник "строго придерживается бы духа Священного Писания", как сказано в предисловии к его первому тому. Переводчик дат

 
 

Метки:

-574 — До н. э. (15 Ава 3186) Последний царь Израильского царства (северного) Осия бен Ила приказал разрушить заграждения на дорогах к Иерусалиму (см. 29 мая -797 года).
 

Метки:

1099 — (23 Таммуза 4859) Продолжение штурма крестоносцами Иерусалима (см. 7 июня, 17 июня, 14 июля). Ожесточённый бой. В 9 часов утра, как сообщают очевидцы, в тот час, когда был распят Иисус Христос, один из атакующих сумел взобраться на стену. Готфрид Бульонский последовал за ним. Следом взобрался Танкред, и вскоре защитники города были сброшены со стены. Они начали отступать к Храмовой горе. Но преимущество было очевидным, и армия крестоносцев ворвалась в город.
 

Метки:

1099 — (23 Таммуза 4859) Крестоносцы в Первом крестовом походе захватили Иерусалим
 

Метки:

1205 — (27 Таммуза 4965) Папа Иннокентий III обнародовал указ, согласно которому запретил убийство и насильственное крещение евреев, но велел всем монархам Европы «порабощать их и держать в качестве бесправного и низшего сословия» за распятие Христа.
 

Метки:

1205 — (Таммуз, 27, 4965) Папа Иннокентий III опубликовал официальную доктрину Церкви, в который видел евреев, обреченных на вечное проклятие из-за распятия Иисуса. Доктрина стала основой антисемитизма на протяжении всего средневековья. Лишь в 1963 на Втором Ватиканском Соборе она была пересмотрена.
 

Метки:

1267 — (20 Таммуза 5027) Погром в немецком городке Пфорцхейм, ставший следствием кровавого навета: заявление старой женщины, о том что евреи купили у нее христианского ребенка и убили его. В погроме Р. Самуэль бен Яаар ха-Леви, Р. Исаак Бен-Элиэзер, и Р. Авраам Бен Гершом совершили самоубийство, чтобы избежать ярости толпы и жестоких пыток. Их трупы были потом колесованы.
 

Метки:

1364 — (15 Ава 5124) Король Польши Казимир III распространил Калишский статут на евреев всей Польши. (удельный князь Калиша Болеслав Благочестивый ввёл известный Калишский статут (1264г.). Он впервые установил, несмотря на сопротивление духовенства, законы, ограждающие евреев от произвола: свобода передвижения, свобода торговли, защита еврейских кладбищ и синагог, защита неприкосновенности личности и т.д. Согласно Калишского статута еврей считался слугой короны. Он был обязан платить налоги. В свою очередь король обязался защищать евреев. За убийство еврея полагалась смертная казнь с конфискацией имущества, были запрещены обвинения в ритуальных убийствах, споры между евреями разрешалось решать внутри общины. В 1334 году Калишский статут был распространён на евреев Великой Польши).
 

Метки:

1572 — (5 Ава 5332) Умер раввин Ицхак бар Шломо Лурия

родился в Иерусалиме в 5294 (1534) году. Отец Аризаля приехал в Иерусалим из Польши или Германии. Когда Аризаль был еще ребенком, его отец умер, и мать, по настоянию своего брата, Рабби Мордехая Парнасиса, переехала в Египет. В 15 лет Аризаль женился на дочери своего дяди. Еще в Иерусалиме Аризаль начал знакомиться с тайным учением под руководством рабби Колонимуса бар Яакова. В Египте он провел шесть лет в уединении. Из них два года он прожил на необитаемом острове посреди Нила, принадлежавшем дяде. Он удостоился постоянного присутствия рядом с ним пророка Элиягу (считается, что пророк Элиягу не умер, а перешел в духовный мир, сохранив способность являться в этом мире мудрецам Торы и праведникам). В 1570 году Элиягу велел ему перебраться в Землю Израиля и передать там учение рабби Хаиму Виталю. Ари поселился в Цфате. Там он успел провести какое-то время возле рабби Моше Кордоверо, прежде чем этот великий учитель Торы ушел из мира. После смерти рабби Кордоверо Ари начал раскрывать учение кабалы для всех, кто собирался в ашкеназской синагоге в Цфате. Несмотря на то, что он старался держаться предельно скромно, люди быстро поняли, что перед ними - великий человек. Среди его слушателей был Йосеф Каро, составитель Шулхан Аруха (который был значительно старше Аризаля). Рабби Хаим Виталь сопровождал Аризаля повсюду в течение одного года. Он стал самым близким его учеником, и ему единственному было доверено передать учение следующим поколениям. Среди учеников Аризаля был и такие выдающиеся мудрецы, как рабби Элиягу Де Видаш (автор труда «Решит Хохма» - «Начало мудрости»), рабби Альших и рабби Авраам Гомбинер, один из крупнейших авторитетов галахи, составивший труд «Маген Авраам», основанный на многих решениях Аризаля.

  известный как Ари а-Кадош (святой) или Аризаль. За свою короткую жизнь он создал учение, оказавшее впоследствии сильнейшее положительное влияние на все без исключения еврейские общины. Благодаря всеобщему признанию Аризаля как источника раскрытия Б-жественной мудрости распространились обычаи, основанные на мистической традиции, сделавшие молитву и порядок встречи субботы более яркими и живыми. На основе его учения был принят целый ряд галахических постановлений, а главное, благодаря открывшейся возможности соприкоснуться с глубинными пластами Торы изменилось отношение к ней: новый огонь стал загораться в еврейских душах при чтении и анализе ее строк великими учеными и простыми людьми.К сожалению, ошибочное восприятие учения Аризаля стало одной из причин возникновения саббатианства и, позднее, франкизма. Но по прошествии времени отрицательные явления перестают влиять на еврейскую общину, зато силы, данные раскрытием новых пластов Торы, никогда не оставляют еврейский народ. Учение Ари, записанное его учеником Хаимом Виталем, не потеряло своего значения и в настоящее время. По общепринятому мнению, система изложения аспектов каббалы в учении Ари не имеет равных себе с момента ее раскрытия. источник, переводчик дат
 

Метки:

1648 — (6 Ава 5408) Казаками Хмельницкого уничтожены все 10000 евреев города Полонного.
 

Метки:

1738 — (9 Ава 5498) В Петербурге сожжены поручик А. Возницын за переход в иудаизм и Б. Лейбов якобы его совративший.
 

Метки:

1883 — (10 Таммуза 5643) В Кракове родилась Сарра Шенирер - основательница в 1918 году ортодоксальных школ для еврейских девочек Польши Beis Яаков ("дом Иакова"). Умерла 1 марта 1935 года. В настоящее время система "Бейт-Яаков" включает в себя детские сады, начальные и средние школы, а также профессиональные училища. Они расположены во многих городах Израиля и в различных странах мира, где есть крупные еврейские общины.
 

Метки:

1892 — (20 Таммуза 5652) В Иерусалиме образована библиотека Абарбанель, ставшая впоследствии "Еврейской национальной и университетской библиотекой", а потом Национальной библиотекой Израиля.
 

Метки:

1913 — (10 Таммуза 5673) Родился Авром (Абрам Герцевич) Суцкевер — еврейский поэт и прозаик, один из крупнейших поэтов на идише. После присоединения Литвы к СССР работал на радио. В 1941 году оказался с женой и матерью на оккупированной территории. Скрывался от нацистов, в сентябре 1941 года попал в вильнюсское гетто. Участник подполья в гетто и партизан отряда «Некоме» («Месть»). Спас важнейшие рукописи и книги библиотек М. Страшуна и ИВО (письма Л. Толстого, М. Горького, рукописи Шолом-Алейхема и др.), которые надлежало уничтожить по приказу нацистов. Умер 20 января 2010 года
 

Метки:

1930 — (19 Тамуза 5690) Ишув. При поддержке банка Альваа Вэ-Хисахон («Ссуда и сбережение»), предоставившего владельцам 81-й лавки ссуду сроком на шесть лет, в присутствии административных и санитарных властей, был торжественно заложен первый камень стационарного рынка Махане Йегуда

Откуда же взялось название Махане Йегуда – Иудин Стан? Лихой экскурсовод-затейник, возможно, поведает вам, что именно на этом месте три тысячелетия назад стало лагерем колено Йегуды, когда Давид осадил иевусейский град. Историческая истина, однако, заключается в том, что, когда в конце девятнадцатого века Йосеф Навон-бей, предок будущего президента Израиля, купил участок земли напротив нынешнего рынка, по другую сторону Яффской дороги, и начал строить на нем жилой квартал, то назвал его в честь своего младшего брата Йегуды. Рынок, который для удобства стали называть по имени соседнего квартала, возник совершенно стихийно. Арабские феллахи из близлежащих деревень приходили торговать на пустырь, который турецкие власти поленились обложить налогом. Покупателями были еврейские жители кварталов Нового Иерусалима. Таким вспоминает рынок тех дней выросшая по соседству Ализа Гидони-Фридлянд: "Вот идет осел, а из-за его ушей выглядывают длиннющие усы едущего на нем хозяина. На хозяине до блеска начищенные ботинки, которые он старается держать подальше от праха земного, чтобы, не дай Бог, не замарать. Чуть позади вышагивает среди камней и колючек его босая жена с большой, сплетенной из прутьев и обернутой в козлиную шкуру корзиной на голове. В корзине овощи и пара кур, принесенные на продажу, а за спиной младенец в люльке. Женщина садится на землю подле своих товарок, ждущих прихода покупателей. Стоит изнуряющая жара, нет ни навеса, ни деревца, чтобы укрыться от палящего солнца. А муж сидит в кофейне неподалеку". Именно здесь находился последний оплот турецкой армии при покорении Иерусалима генералом Алленби. В декабре 1917 года, когда англичане стояли на подступах к городу, последний паша установил здесь 16 пушек. Они гремели всю ночь напролет, пугая запершихся в домах жителей окрестных кварталов. Поутру на пустыре уже не было ни одной пушки и ни одного турка. Архитектор Чарльз Эшби, приглашенный первым иерусалимским губернатором, сэром Рональдом Сторсом, в советники по вопросам городского планирования, создал первый, по скудости средств оставшийся неосуществленным, проект «цивилизованного» рынка. ...рынок продолжал расти и развиваться. После погромов 1920-21 годов к постоянным клиентам Махане Йегуда из новых кварталов добавились жители еврейского квартала в Старом Городе, которые перестали появляться на традиционных арабских рынках в пределах городских стен и предпочитали отправляться за покупками сюда – далеко от дома, зато безопасно. Вплотную к рынку находился полицейский участок, здание которого, с парой львов на воротах, приметных лица необщим выраженьем, можно наблюдать и поныне. Арабских феллахов постепенно стали сменять нуждающиеся новые репатрианты – неизменный двигатель прогресса в наших краях. ? Первые постройки, деревянные прилавки с жестяными навесами, возникли здесь в начале двадцатых годов. Группа торговцев во главе с пятью персидскими Коэнами – Авраамом, Яаковом, Эзрой, Элиягу, Меиром и Сионом – выкупила принадлежащий семейству Вальеро участок земли с правом на строительство. Так возникли первые торговые ряды – улица Груши (Агас) и улица Яблока (Тапуах). В 1928 году здесь разразилась первая в истории города забастовка еврейских работников прилавка. Ее объявили рыночные торговцы, возмущенные требованием уплаты налогов и соблюдения санитарных норм. Дело в том, что вокруг немногочисленных лавок располагались изрядно превосходившие законных хозяев числом и дешевизной своих негигиеничных товаров орды деклассированных коробейников, огородников и прочей неподотчетной властям шпаны, отбивавшей небогатых клиентов и делавших нормальную торговлю делом совершенно убыточным. Переписка рыночного комитета с властями могла бы украсить собой исторический роман или комедию нравов. В 1930 году, почти на целое десятилетие прежде всех прочих, здесь возник первый общественный туалет Иерусалима. Это чудо санитарного прогресса, обязанность содержания которого была возложена на рыночный комитет, состоял из трех отдельных строений, каждое из которых вмещало в своих гостеприимных стенах один настоящий унитаз-ниагару и три писсуара. Махане Йегуда, как и весь центр Нового Города, – сложное, многосоставное единство, стихийно скомпонованное из более или менее самостоятельных этнокультурных единиц. К старейшему, персидскому, рынку примыкают уже не отделимые от него иракский, возникший после Войны за независимость, и грузинский, сложившийся в начале семидесятых годов, а также целый ряд сопредельных лавок, так или иначе вписанных в общий контекст. На Махане Йегуда возник даже собственный язык, элементы которого продолжают сохраняться в речи иерусалимцев, хотя подлинных граждан этой республики – йошвей хмарот (завсегдатаев рыночных кабачков, проводящих там всю жизнь), эцфурим (неперелетных пташек, гнездящихся на рынке) и авдаим (местных амбалов-сверхчеловеков) остается всё меньше. Давняя английская мечта о крытом рынке начала воплощаться в жизнь в 1978 году, когда по проекту Гавриэля Картиса и Саадии Манделя вокруг существовавших лавок стали строить стены и мостить плитками проходы. А через десять лет появилась знаменитая полупрозрачная пластиковая крыша, едва ли не затмевающая красою конструкции и отделки все прочие рыночные чудеса. Эта крыша, первая ласточка отныне ответственной за благо национальной святыни архитекторской фирмы Колкер, Колкер и Эпштейн, была установлена лишь после того, как выдержала зимнее испытание дождем и снегом в промзоне Гивы Сауловой под придирчивым наблюдением членов рыночного комитета. Новое тысячелетие принесло с собой новые эстетические веяния. Именно в двухтысячном году был принят городской закон, запрещающий торговцам и их помощникам громко орать, рекламируя свой товар. Не могу сказать точно, сколько децибел было установлено в качестве предела громкости, но довольно долго по рынку сновали муниципальные инспекторы с соответствующими приборами, а местные карузо заливались слезами и, бия себя в молодецкие груди, истошно вопили, что, во-первых, они вообще молчали, а во-вторых, с тех пор, как нельзя кричать, у них всякое удовольствие от работы пропало и жизнь не мила. Сегодняшний рынок кажется старожилам храмом тишины. ? Год спустя власти попытались произвести новую культурную революцию, открыв в ста метрах от Махане Йегуда так называемый Шуканьон – современный трехэтажный рыночный павильон из стекла и бетона с витринами, кондиционерами и подземным паркингом. Иерусалимцы, к отчаянию тех торговцев, которые решились перебраться в новое помещение, этот дворец съездов игнорировали. Не помогали даже более низкие, чем на старом рынке цены, и довольно скоро отважные первопроходцы прогресса потянулись обратно. Их сменили конторы и магазины, имеющие к рынку лишь самое отдаленное касательство. В последние годы культурная жизнь рынка выходит за рамки фольклорной тусовки. Тут уже устраивали концерты симфонического оркестра, а на последнем международном фестивале поэтов здесь проводились поэтические чтения. www.booknik.ru

  в Иерусалиме. Банк потребовал, чтобы рынок носил его гордое имя, которое, однако, не прижилось, хотя две керамические таблички с ним всё еще украшают собой стены лавок по улицам Миндальной (Шакед) и Агриппас, угол Ореховой (Эгоз). Проект, победивший в конкурсе благодаря своей дешевизне (4 882 палестинские лиры), принадлежал местному уроженцу Аврааму Фридману.
 

Метки:

1938 — (16 Таммуза 5698) Теракт. Взрыв бомбы на рынке Старого города Иерусалима, установленной ЭЦЕЛ. 10 человек погибли, более 30 ранены.
 

Метки:

1941 — (20 Таммуза 5701) Шоа. Созданно гетто Даугавпилса. Это отдельное место не далеко от посёлка Грива около Даугавы в старой цитадели, сооружённой ещё в 19 веке. На каменой стене появилась надпись "Гетто для евреев".
 

Метки:

1945 — (5 Ава 5705) Восстановлена еврейская община Берлина. В начале 1946 г. община насчитывала 7070 человек, из которых 4121 (более 90% всех семейных) состояли в смешанном браке. 1320 евреев уцелели, скрываясь во время войны, 1628 вернулись из концлагерей.
 

Метки:

1945 — (5 Ава 5705) Четверо партизанских командиров, инициаторов создания организации Ханокмин (Карающий ангел) (или Накам - Отмщение?) - Аба Ковнер, Элиезер Лидовски, Нисан Резник и Хаим Лазар - прибыли в Тарвизио в северной Италии, где размещались подразделения Еврейской бригады. Далее

После освобождения Восточной Европы Красной армией в конце 1944-го года еврейские партизаны начали организацию массовой нелегальной переброски еврейских беженцев через Центральную и Южную Европу в Палестину. Движение, получившее название «Бриха» («Побег»), вначале было стихийным. В январе 1945-го на встрече в Люблине были созданы основы централизованной организации. Во встрече принимали участие Аба Ковнер, один из командиров сопротивления в виленском гетто, командир партизанского отряда, поэт и идеолог, будущий политрук бригады Гивати, командиры восстания в варшавском гетто Антек Цукерман и Цивья Любеткин, и другие руководители еврейских отрядов, вошедших после освобождения в «Бригаду выживших» («Хативат а-сридим»). В марте 1945-го в Бухаресте Ковнер и Любеткин установили связь с подпольной организацией «Мерказ ле-гола» («Центр по делам диаспоры»), членами которой были солдаты Еврейской бригады и других еврейских подразделений британской армии, размещенных в Италии. После окончания войны начались совместные скоординированные действия двух организаций по переброске беженцев. Однако кроме эвакуации выживших евреев в Палестину у многих из еврейских партизан была и другая цель – месть. Часть из них, помогая другим найти новую жизнь на новой родине, не видела такого будущего для себя, пока не будут отмщены миллионы погибших. Цивья Любеткин: «Мы знали только одно: если найдутся люди и если хватит сил, нужно только это: мстить! Нами владело не настроение строить, а только желание рушить, рушить что только можно, что только сможем!». Аба Ковнер: «Разрушение было не вокруг нас. Оно было прежде всего внутри нас. Мы не представляли себе, что мы можем, и что мы имеем право, вернуться к жизни, приехать в Палестину, создать семьи, вставать утром на работу и этим свести счеты с немцами». В январе 1945-го во время встречи в Люблине родилась организация, получившая в литературе название «Накам» («Отмщение»), во главе с Абой Ковнером. Заместитель Ковнера Паша Райхман (Ицхак Авидов), ровенский партизан: «Это вышло само. Мы сидели за стаканами, и вылетела эта идея, и вдруг она была не в воздухе, а на столе. Мы увидели, что эта идея объединяет нас всех. Все хотели отомстить». Кто-то предложил убить немцев миллионами, отравив питьевую воду в городах Германии. Ковнер загорелся идеей. Много лет спустя он сказал, что любой нормальный человек должен был считать ее сумасшествием. Но тогда великая и страшная месть отвечала его апокалиптическим настроениям. Райхман: «Все загорелись. Мы были молодые и дикие... Не было никаких сомнений, что мы делаем то, что сделал бы сам бог, если бы он был». Польдек Вассерман (Иегуда Маймон), подпольщик в краковском гетто, связной Армии Людовы и узник Освенцима, будущий капитан второго ранга ВМС Израиля, присоединился к «Накам» в Бухаресте в марте 1945-го: «Нашей идеологией было убить шесть миллионов в качестве мести еврейского народа немцам». Вскоре из штаба, состоящего из пяти членов, организация выросла до полусотни человек (в том числе восемь женщин), разделенных на несколько групп. Вариант отравления максимального числа немцев был назван «План А». Второй предложенный вариант, «План Б», заключался в отравлении нескольких тысяч эсэсовцев из числа военнопленных, содержавшихся в американских лагерях. 15 июля 1945-го четверо партизанских командиров - Аба Ковнер, Элиезер Лидовски, Нисан Резник и Хаим Лазар - прибыли в Тарвизио в северной Италии, где размещались подразделения Еврейской бригады. Основной целью встречи была дальнейшая координация действий «Брихи». Члены Хаганы снабдили группу документами, обмундированием и транспортом. Сам Ковнер хотел добраться до Палестины. Его целью было получение хотя бы неофициального разрешения на свои действия от руководства Хаганы. Кроме того, он должен был достать подходящий для такой операции яд. Из Тарвизио Ковнер прибыл в Болонью, где размещалась 462-ая транспортная рота, укомплектованная еврейскими добровольцами (по другим данным, 462-ая рота на тот момент уже была переведена в Милан). Там он получил поддельные документы и сопровождающего, и под видом солдата британской армии был переправлен в Палестину. Сразу же после беседы в «Мосаде ле алия бет» («Учреждение по репатриации Б» - организация, занимавшаяся нелегальной иммиграцией) в Тель-Авиве Ковнер попал под арест: возникли опасения, что его провокативное поведение и недисциплинированность помешают дальнейшей работе «Брихи». Как раз в это время началось взятие «Брихи» под контроль «Мосада ле алия бет», назначались эмиссары из центра, ответственные за различные страны, работа должна была стать «плановой», и самодеятельность Ковнера, стоявшего у истоков организации, стала нежелательной. Как сказал сопровождавший Ковнера сержант Шмуэль Осия: «Он хотел придти в сапогах, как казак, и вести себя, как в партизанах». Через три дня Ковнера освободили, и он начал прощупывание почвы среди руководителей. Нет информации о том, что он прямо сообщил им о своих планах. В письме Райхману Ковнер написал, что из проведенных им бесед у него создалось впечатление, что что на получение разрешения на «План А» нет никаких шансов, но, возможно, удастся найти кого-то, кто закроет глаза на «План Б». В позднейшем интервью Ковнер назвал двух человек, с которыми велись переговоры: Ицхак Садэ, командир ПАЛЬМАХа, и Шимон Авидан (Кох), командир «Немецкого взвода» ПАЛЬМАХа, созданного для действий в тылу врага в случае оккупации Палестины, и сотрудник «Мосада ле алия бет». По некоторым источникам, Авидан внес свои предложения по «Плану Б», конкретный план и разрешение штаба Хаганы на операцию, с условием не повредить «Брихе», передал в Европу заместитель Авидана и второй командир «Немецкого взвода» Иегуда Бен-Хорин (Бригер). О добывании яда тоже есть несколько версий. По одной из них, Ковнер получил яд от братьев Эфраима и Аарона Качельски (Кацир), известных ученых-химиков (Эфраим Кацир в дальнейшем стал четвертым президентом Государства Израиль). По другой версии, озвученной самим Ковнером, он обратился к другому знаменитому химику, а именно к Хаиму Вейцману, главе Всемирной сионистской организации и будущему первому президенту Израиля. Это единственный источник данной версии, в архиве Вейцмана нет никаких данных о их встрече. Некоторые исследователи считают эту версию выдумкой Ковнера. Как и в случае с командирами Хаганы, не сказано, говорил ли он с Вейцманом о «Плане А», либо только о «Плане Б». По словам Ковнера, Вейцман сказал: «Если бы я был моложе, возможно, я сделал бы это сам». Вейцман направил его к профессору Эрнсту Давиду Бергману, будущему председателю израильской комиссии по атомным исследованиям. Бергману было известно только то, что яд нужен для проведения операции против нацистов, дополнительных вопросов он не задавал. Ковнер получил от него большое количество яда в банках из-под сгущенного молока. 14 декабря 1945-го года Ковнер отправился в Тулон на британском судне, снова под видом солдата и с сопровождающим, предоставленным Хаганой. Незадолго до прибытия в Тулон 18 декабря Ковнер был арестован вместе с двумя сотрудниками «Мосада ле алия бет», также ехавшими под видом солдат. Вызов по громкоговорителю к капитану вызвал подозрения Ковнера, поэтому он заранее избавился от упаковок с ядом. Ковнера отправили в военную тюрьму в Каире, и он просидел там более трех месяцев. Допросов по поводу яда и планов мести нацистам не было: британцы считали, что Ковнер является членом организации ЛЕХИ и планирует антибританские теракты в Европе. Арье («Лёва») Элиав, сотрудник контрразведки Хаганы, расследовавший обстоятельства ареста, пришел к выводу, что причина в нарушении правил конспирации, слишком большом числе осведомленных о поездке Ковнера, и случайной утечке информации в транзитном лагере в Египте. Однако Ковнер до конца жизни остался уверен, что его «сдало» британцам руководство ишува, желавшее предотвратить его акцию и следующие за ней политические осложнения. К моменту ареста Ковнера его заместитель Паша Райхман внедрил несколько своих людей в качестве рабочих на водопроводные сооружения Гамбурга и Нюрнберга, под видом немцев. Они добыли схемы водоснабжения и подготовили отключение от водопровода кварталов, где проживали американские военнослужащие со своими семьями: должны были пострадать только немцы. Всё было готово для операции. Арест Ковнера стал ударом. Райхман принял решение отказаться от «Плана А» и попытаться осуществить «План Б». Его люди восприняли это тяжело: поражающую воображение месть эпических масштабов предлагалось заменить на мелкую операцию. «Это была трагедия», как сказал потом Райхман. Кроме того, он предложил Антеку Цукерману заменить Ковнера и возглавить их. Цукерман отказался. «Если бы я считал, что мы можем уничтожить немецкий народ – я бы присоединился. Народ против народа. Но отравлять источники и реки? Устроить эпидемию? Допустим, мы бы уничтожили десять тысяч: какой смысл? И ведь в нас осталось немного еврейского гуманизма, даже после того, что они сделали нам...». Для осуществления «Плана Б» были выбраны два лагеря, где содержались пленные эсэсовцы, под Нюрнбергом и в Дахау. Для первой операции был выбран лагерь Сталаг-13 под Нюрнбергом. Двое членов «Накам» устроились туда на работу шофером и кладовщиком. Было установлено, какая именно городская пекарня снабжает лагерь. Туда тоже были внедрены свои люди, которые сообщили, какой хлеб поступает заключенным, какой – охране, сколько времени проходит от выпечки до раздачи, какие именно ингредиенты используются, режим работы печей и другую требуемую информацию. Группа Райхмана при помощи солдат Еврейской бригады добыла в Париже яд на основе мышьяка и доставила его в Германию. В ночь с субботы на воскресенье 13/14 апреля 1946 года члены группы приступили к действию. Они планировали смазать заранее спрятанным в пекарне ядом около четырнадцати тысяч буханок - яд с виду не отличался от муки, и предварительные опыты показали, что это наилучший способ. Однако вскоре после начала работы поднялся сильный ветер, и сломанной веткой дерева выбило окно. На шум явился немецкий сторож, и, чтобы не обнаружить себя и не сорвать операцию, члены «Накам» сбежали, предварительно разбросав буханки по полу, как предусматривалось заранее в случае провала. Прибывшая полиция, увидев разбросанный хлеб и разбитое окно, пришла к выводу, что это была обычная кража: весной 1946-го года хлеб в Германии был ценным продуктом. Участники операции покинули Германию в ту же ночь. В понедельник 15 апреля более двух тысяч отравленных буханок были доставлены в лагерь. По сообщениям немецкого новостного агентства DANA, подконтрольного американской оккупационной администрации, 2283 заключенных отравились, 207 было госпитализировано, но смертельных исходов не было. «Нью-Йорк Таймс» от 23 апреля привела те же цифры (первоначальное сообщение от 20 апреля говорило о 1900 отравившихся). По некоторым мнениям, оккупационная администрация, заинтересованная в затушевывании инцидента, скрыла истинную информацию, и часть из отравленных всё же скончалась, возможно, несколько сот. В любом случае, операция не произвела задуманного эффекта и прошла в основном незамеченной. От второй операции в Дахау отказались из-за опасений, что план стал известен американцам. Освобожденный к тому времени из тюрьмы Ковнер вызвал членов «Накам» в Палестину на совещание. Он сказал им, что условия изменились, и что «План А» больше не реален, в том числе из-за евреев, вернувшихся в города Германии. Некоторые из членов группы впали в депрессию. Они по-прежнему не мыслили себя в нормальной жизни, не могли расстаться с идеей великого мщения и обвиняли Ковнера в предательстве. Часть из них думала о самоубийстве. Кто-то покинул Палестину, кто-то вернулся в Европу, чтобы продолжать мстить самостоятельно. Параллельно с действиями бывших партизан мысли о мщении витали и в Еврейской бригаде. Бригада попала на фронт только в марте 1945-го, серьезного участия в боях принять не успела, и солдаты не чувствововали, что они отплатили немцам за смерть своих братьев. Писатель Ханох Бартов, служивший в Бригаде, о настроениях части солдат: «Немного: тысяча сгоревших домов. Пятьсот убитых. Сотни изнасилованных женщин. ... Для этого мы здесь. Не ради свобод Рузвельта. Не ради Британской империи. Не ради Сталина. Мы здесь, чтобы отомстить за кровь. Одна дикая еврейская месть. Один раз, как татары. Как украинцы. Как немцы. Все мы, все хорошие прекраснодушные мальчики... Все мы войдем в один город и сожжем, улицу за улицей, дом за домом, немца за немцем. Почему только мы должны помнить Освенцим. Пусть и они запомнят один город, который мы уничтожим...». Было несколько случаев избиений и расстрела пленных, изнасилований, стрельбы по мирным жителям. Кроме этих единичных исключений, «дикая месть» была задавлена, но ненависть искала выход. Из дневника солдата Бригады А. Губера: «Терпению приходит конец, и я опасаюсь, что что-то прорвется, и этот прорыв может задеть и нас самих, потому что его сложно будет направить». Вместо ненаправленной мести солдаты начали выслеживать и казнить нацистов, лично замешанных в уничтожении евреев. Вначале деятельность была стихийной, затем была создана группа мстителей из сержантов и офицеров, в основном активистов Хаганы, со своим «штабом». «Лучшие из людей Бригады, вернейшие из верных», как назвал их член группы Исраэль Карми, будущий полковник АОИ. В «штабе» было около десяти человек, всего в операциях принимали участие несколько десятков. Среди мстителей были Марсель Тобиас – будущий подполковник, «папа десантников», Меир Зародински (Зореа) – генерал-майор, Йоханан Фальц – первый командир курса комбатов АОИ, Мордехай Гихерман (Гихон) – профессор, военный историк. Командиром группы стал майор Хаим Ласков – будущий начальник генерального штаба АОИ. Несколько мстителей были переведены в разведотдел штаба бригады, где они занимались допросами пленных и местного населения. Еще в начале своей деятельности мстителям удалось найти чина гестапо, который в обмен на сохранение жизни составил список скрывающихся эсэсовцев и гестаповцев, включая точные данные о биографии, приметах, месте жительства, службе, родственниках и т.д. В дальнейшем он продолжал предоставлять мстителям аккуратные машинописные рапорты. Сличение информации с данными армейской полевой контрразведки (FSS – Field Security Section) показало, что информация правдива. Имена тех, кто имел отношение к убийствам евреев, мстители оставляли себе, остальные передавали в FSS. Другими источниками информации были архивы тайной полиции в Тарвизио, которые немцы не успели сжечь при отступлении, и сообщения югославских партизан. Мстители действовали небольшими группами в северной Италии, Австрии и Германии. Несколько человек, включая переводчика, в форме британской военной полиции являлись по нужному адресу, удостоверялись, что там находится тот, кто им нужен, и забирали его на «допрос в военной комендатуре». Нацистов отвозили в глухое место, и там расстреливали. Исраэль Карми пишет в своих воспоминаниях, что перед этим им говорили, за что их казнят. Меир Зореа говорит, что обычно обходились без этого. Тела не хоронили, чтобы придать произошедшему вид самоубийства, либо топили в озерах. Иногда из-за нехватки времени казнь происходила прямо у дома: как только нацист поднимался в крытый грузовик, один из мстителей хватал его за горло и падал с ним назад на матрац, ломая ему шею. Некоторых просто задушили. Точное количество казненных мстителями нацистов неизвестно, Исраэль Карми предполагает, что около сотни. Хаим Ласков: «Много мы не уничтожили, к сожалению». Один эпизод деятельности мстителей надо описать отдельно. Шимон Авидан, командир «Немецкого взвода», присоединившийся с несколькими своими людьми к мстителям из состава Бригады, взял на себя задачу выследить и казнить Адольфа Эйхмана. Его люди определили адреса родителей, братьев и жены Эйхмана, и установили за ними слежку. Через несколько недель выяснилось, что брат Эйхмана два раза в месяц ездит в небольшую деревню между Линцем и Зальцбургом с сумкой продуктов, и возвращается без нее. Жена Эйхмана также ездила в эту деревню. В деревне они посещали небольшой дом на окраине леса. Наблюдение показало, что в доме живут четверо мужчин, выходят они только поодиночке и только в темное время суток, и никто из жителей деревни о них ничего не знает или не хочет говорить. Фотографии Эйхмана достать не удалось, но имевшиеся описания подходили под внешность одного из четверых. По вечерам он выходил погулять с двумя собаками. Во время очередной прогулки один из мстителей отвлек и отравил собак, трое других оглушили «Эйхмана» ударом по голове, сунули в машину, отвезли в лес и там расстреляли. По некоторым источникам, он не отрицал, что Эйхман это он, и в ответ на предъявленные обвинения только нервно рассмеялся и сказал «Вы мне ничего не сделаете». Как потом говорил Авидан, сам он был уверен только на пятьдесят процентов, что они казнили нужного человека. После поимки настоящего Эйхмана агентами Моссада в Аргентине в 1960-ом году Авидан сказал: «Да, мы ошиблись. Это был, несомненно, нацист, но не особо важный». Отношение официальных представителей Хаганы в Бригаде и старших офицеров к действиям мстителей было неоднозначным. «Штаб» действовал самостоятельно, не посвящая представителей Хаганы в детали. Как сказал Карми, «Здесь я – Хагана». Меир Зореа: «Я знаю, что мнение Шломо Шамира [майор, главный руководитель Хаганы в Бригаде, в будущем генерал-майор, командующий ВМС и ВВС Израиля] таково, что такими вещами нечего гордиться. Мое чувство обратно. Это то, что мы обязаны были сделать, тем более что мы знали, что они виновны. Мы видели, как союзники обращаются с большими преступниками, а мы взяли второй сорт, потому что до больших не добрались. ... Мы бы не простили себе, если бы дали им уйти. Я чувствую, что сколько мы ни сделали, это была капля в море». Хаим Ласков: «Это не были «красивые» поступки. Это была месть. Мы, в сущности, проиграли войну. Мы потеряли шесть миллионов евреев. И кто не видел этих мест, концлагерей и крематориев – не поймет, что нам сделали. Так как мы были слабы, у нас не было государства, у нас не было силы, мы мстили. Это не был красивый поступок». Майор «Джеймс» Рабинович (будущий генерал-майор Михаэль Бен-Галь) давал санкции на казнь нацистов, вина которых была доказана, но отрицательно смотрел на партизанский характер действий: «Они были партизанскими потому, что в характере еврейского народа вообще много партизанского, и в характере людей Хаганы, прибывших из Палестины, тоже было немало партизанщины». Как офицер, он хотел четких указаний, и обратился за ними к главе политического отдела Сохнута Моше Шарету. Шарет ответил, что месть от имени еврейского народа должна быть достойной этого названия, чтобы мир понял, что за кровь евреев надо отвечать. Бен-Галь понял из этого, что группа Абы Ковнера, «с их особым пылом», подходит для этого больше, чем то, что делалось в Бригаде, «труп здесь и труп там», и поэтому оказал людям Ковнера поддержку. Мотив мести использовался как в социалистической, так и в ревизионистской риторике во время войны, но после ее окончания это осталось на уровне эмоций. На уровне действий политические руководители были прагматиками, даже если высказывались приватно в пользу идеи мести, как Шарет. Все усилия следовало подчинить созданию еврейского государства, а не потаканию пусть даже понятным и оправданным чувствам. Бен-Гурион на съезде бойцов в ноябре 1945-го: «Месть сейчас не имеет национальной пользы. Шесть миллионов убитых не оживишь. Так какой смысл убивать немцев?». Представитель ЭЦЕЛя в Европе Давид Данон отказал обратившимся к нему мстителям в поддержке по той же причине: «У ЭЦЕЛя как движения национального освобождения была четкая цель: сражаться с чужой властью до ее свержения и создания еврейского государства». Против массовой мести был и гуманизм. «Еврей не сможет убивать стариков и детей и вспарывать живот беременной женщине, даже если целый день будет кричать и взывать к мести», «Месть это одно из основных человеческих чувств, как страх и веселье, может даже как голод и жажда, но высшая европейская и еврейская мораль определяет ее как низкий инстинкт, который надо вырвать из сердца», писали газеты в 1942-ом. Член Кнессета Йона Кесе на заседании ЦК МАПАЙ в 1951-ом году: «Допустим, у нас была бы возможность захватить Германию – мы бы зарезали шесть миллионов немцев?! Убили бы миллион детей? Я думаю, что мы бы этого не сделали». (Реплика в зале: «Я думаю, что да»). Часто цитировалась и цитируется до сих пор строчка Бялика: «Как за детскую кровь казнь отмерить и счесть? Сатана б не нашел воздаянья...». Основным мотивом стала месть жизнью: «Наша месть – Государство Израиль». Как сказала еще в 1945-ом Ружка Корчак, партизанившая вместе с Ковнером: «Строительство жизни выразит нашу месть, а не один или десять немцев, записанных на наш счет». Элиезер Лидовски, участвовавший в подготовке «Плана А», член ЦК МАПАЙ, голосовал в 50-е годы за установление отношений с Германией, соглашение о репарациях и продажу Германии израильского оружия. Тем не менее до конца жизни он сожалел, что в свое время они не сделали больше. В конце 80-ых Лидовски сказал: «Мир бы смотрел на Израиль по-другому, если бы евреи умели мстить за свою кровь». источник

 
 

Метки:

1948 — (8 Таммуза 5708) Израиль. При переходном правительстве создан т. н. Опекунский совет, ответственный за оставленную арабскую собственность.
 

Метки:

1948 — (8 Таммуза 5708) Война за Независимость. Первая бомбёжка вражеской территории ВВС Израиля. 3 самолёта В-17, вылетевшие из Чехословакии, атаковали Каир, Газу, Эль-Aриш.
 

Метки:

1952 — (22 Таммуза 5712) Израиль. Из Аргентины прибыла 1000 тонн мяса. Однако выдача мяса по карточкам не производилась, потому что главный раббнут не имел свидетельств кошерности забоя скота.
 

Метки:

1958 — (27 Таммуза 5718) Израиль. Конец дискуссии в Кнессете о том, кто такой еврей, положил Бен-Гурион, предложивший записывать национальность детей по желанию родителей.
 

Метки:

1960 — (20 Таммуза 5720) Израиль. Работники компании Эль-Аль объявили забастовку с экономическими требованиями. Она длилась 10 дней.
 

Метки:

1986 — (8 Таммуза 5746) В Тель-Авиве, на площади им. Зины Дизенгоф на месте старого фонтана открыт новый "Огонь и вода". Его автор - Яков Агам (Гипштейн), израильский скульптор и художник, проживавший в Париже (см. 4 сентября).
 

Метки:

1993 — (26 Таммуза 5753) Израиль. У восточного берега Кинерета обнаружен и убит крокодил.
 

Метки:

2006 — (19 Таммуза 5766) Вторая ливанская война. Четвертый день. ВВС Израиля продолжли наносить удары по объектам террористов. Уничтожена одна пусковая ракетная установка, полностью разрушена штаб-квартира "Хизбаллы" в южном районе Бейрута. Израильские военные впервые атаковали позиции ливанской армии, уничтожив радары. Ударам подверглись также объекты палестинской террористической группировки ХАМАС в Ливане.Террористы вели ракетные обстрелы северных городов Израиля. Впервые была обстреляна Тверия. Стало известно, что один из моряков погиб, трое других по-прежнему числятся пропавшими без вести. По данным израильских военных, ракетный катер "Ханит" был поврежден ракетой иранского производства. По Израилю выпущено Около 40 ракет (не менее 10 – на удалении свыше 20 км от границы). С начала боевых действий по израильской территории были выпущены 300 ракет "земля-земля" и 600 минометных снарядов. Погибшие военослужащие Армии обороны Израиля:Янив Гершкович (21), старший сержант, из Хайфыпогиб в результате попадания ракеты в корвет "АХИ Ханит"Шай Этиас (19), ефрейтор, из Ришон ле-Ционапогиб в результате попадания ракеты в корвет "АХИ Ханит"Дов Штeрншус (37), старший сержант, из Кармиэляпогиб в результате попадания ракеты в корвет "АХИ Ханит"
 

Метки:

2007 — (29 Таммуза 5767) Победив сборную Австрии, женская команда Израиля по теннису впервые в истории этого вида спорта в Стране сумела пробиться в высшую мировую лигу, состоящую из 8 команд. Правда, провела она в Лиге лишь один матч, на первой же стадии уступив команде России.
 

Метки:

2009 — (23 Таммуза 5769) Перед августовским призывом в Армию Обороны Израиля, сообщила газета "Маарив", выяснилось, что для молодых израильтян по-прежнему самым престижным местом службы была бригада "Голани" . На втором месте – "Гивати" и только на третьем НАХАЛ. Сравнительно недавно созданная бригада "Кфир" занимала четвертое место в "рейтинге мотивации", опережая десантную бригаду.
 

Метки:

2014 — (17 Таммуза 5774) Операция "Нерушимая скала. День восьмой

00:30. В населенных пунктах, располагающихся на территории регионального совета Сдот Негев, прозвучала сирена "Цева Адом", предупреждающая о ракетных обстрелах.

01:30. Три ракеты по Эйлату. Две из них разорвались на застроенной местности в черте города, причинив материальный ущерб. Еще одна ракета разорвалась на открытой местности. В результате обстрела два человека получили легкие ранения. 13 человек впали в состояние шока, для выведения из которого им потребовалась медицинская помощь.

03:30. В населенных пунктах регионального совета Эшколь сработала система раннего оповещения о ракетных обстрелах "Цева Адом". 04:15. ВВС ЦАХАЛа атаковали группу террористов в районе Бейт-Лахии, на севере сектора Газы, были нанесены удары по домам высокопоставленных представителей "Бригад Изаддина аль-Касама" (боевое крыло ХАМАС) и "Бригад Эль-Кудса" (боевое крыло "Исламского джихада").

06:00. Ракетный обстрел района Хоф Ашкелон. Ракета разорвалась на открытой местности.

07:00. в районе Рафиаха был убит мотоциклист, участвовавший в ракетных обстрелах Израиля.В Хан-Юнисе был нанесен удар по домам боевиков ХАМАСа и "Исламского джихада". В том числе был атакован дом второго номера боевого крыла ХАМАСа Маруана Исы.

08:00. Обстрел Керем Шалом. Ракета разорвалась на открытой местности.

09:00. Узкий кабинет правительства принял египетскую инициативу о прекращении огня. ЦАХАЛ прекращает наносить удары по сектору Газы.

10:00. Арабы выпустили две ракеты по израильской территории менее чем через час после того, как правительство Израиля объявило о прекращении огня. Обе ракеты разорвались на открытой местности в районе Эшколь.

11:00. Арабы подвергли обстрелу Ашдод. По меньшей мере одна ракета попала в жилой дом, причинив ему существенный ущерб.

11:40. Ракета разорвалась на территории районного совета Эшколь.

12:10. Три ракеты разорвались на территории районного совета Эшколь. Массовый запуск ракет по Ашкелону, Нетивоту, округу Шфела. Сирены на севере страны, ракета разорвалась в районе Мегидо. Часть ракет сбита системой ПРО "Железный купол", остальные упали на открытой местности.

13:00. Ракетные обстрелы Ришон ле-Циона, Реховота, Нес-Ционы. ЦАХАЛ возобновил удары по целям в секторе Газы. "Железный купол" сбил ракеты над Ришон ле-Ционом и Реховотом.

14:00. Пресс-служба ЦАХАЛа опровергла информацию о возобновлении ударов по целям в секторе Газы.Ракетным обстрелам подверглись районы Эшколь и Хоф Ашкелон. Ракеты разорвались на открытой местности. Сирена "Цева адом" прозвучала в Кисуфим, Зимкиме, Кармии, промышленной зоне Ашкелона. Три ракеты разорвались на незастроенной местности на территории регионального совета Эшколь.

15:00. Сирена "Цева адом" прозвучала в Сдероте, Нетивоте, населенных пунктах региональных советов Шаар а-Негев, Сдот Негев, Хоф Ашкелон. Несколько ракет разорвались на открытой местности на территории регионального совета Сдот Негев. Одна ракета разорвалась в непосредственной близости от жилого дома, причинив строению несущественный ущерб. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу и министр обороны Моше Яалон распорядись возобновить массированные атаки на объекты террористов в секторе Газы.

16:00. Сирены вновь слышали жители Ашкелона, Беэр-Ганим, Керем-Шалом, Нирим, Эйн а-Шлоша, Кисуфим и населенных пунктов в региональном совете Хоф Ашкелон, одна ракета была сбита системой ПРО "Железный купол" над Ашкелоном.

16:00. После шестичасового "перемирия" ЦАХАЛ уничтожил два подземных туннеля террористов и 11 пусковых установок в районе Хан-Юниса, Бейт-Хануна и Бейт-Лахии.

17:00. ЦАХАЛ нанес удары с земли, воздуха и моря по 30 целям на территории сектора Газы.

17:30. Сирена "Цева адом" прозвучала в Ашкелоне, Зикиме, Ницане, Ницаниме. Две ракеты сбиты системой ПРО "Железный купол".

18:00. Сирены в Сдероте, Нетивоте, Ашкелоне, населенных пунктах региональных советов Сдот Негев и Хоф Ашкелон. Системы ПРО "Железный купол" сбили ракеты над Ашкелоном и Нетивотом. 19:00. После того, как ХАМАС объявил о том, что он отвергает "египетскую инициативу", предусматривавшую полное прекращение огня, арабы увеличили интенсивность обстрелов. Сирены звучали: в Ашкелоне, Кирьят-Гате, Беэр-Шеве, Тель-Авиве, Бат-Яме, Яффо, Холоне, Димоне, Йерухаме. Под ракетным обстрелом оказались и города, находящиеся и на юге Израиля, и в центре страны.

19:00. Осуществлен обстрел израильской территории из минометов. В районе КПП "Эрез" осколками минометного снаряда был ранен 30-летний мужчина. Раненого доставили в больницу "Барзилай", где врачи констатировали его смерть. Это первый погибший в результате обстрелов из сектора Газы с начала операции "Нерушимая скала".

20:00. Сирена "Цева адом" прозвучала в Ашдоде и Ашкелоне, Гедере и Ган-Явне. В районе Тель-Авива были слышны несколько взрывов в воздухе.

21:00. Сирена "Цева адом" прозвучала в Бейт-Шемеше, Абу-Гоше, населенных пунктах Иудеи и Иорданской долины. Четыре ракеты были сбиты "Железным куполом", еще две были обнаружены в районе Хеврона.

23:30. Сирена "Цева адом" прозвучала в Нирим и Эйн а-Шлоша.

 
 

Метки: